Непокоренный Ленинград

, , Комментировать

Великая Отечественная война 1941-1945… Огненными буквами вписаны эти слова в историю нашей страны. Прошло уже более 70 лет после Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками, пройдут еще десятки лет, но время никогда не изгладит из памяти народа самую тяжелую и жестокую из всех войн нашей страны.
В память о героической обороне Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады, в детской библиотеке прошла Неделя Памяти.
Для читателей всех возрастов в читальном зале библиотеки оформлен информационный стенд «900 блокадных дней» с фотографиями того времени, книжная выставка, предметы того времени – керосиновая лампа, примус и суточная норма хлеба для детей – 125 грамм.
21 по 23 января на уроки мужества «Непокоренный Ленинград» были приглашены учащиеся 9а класса (учитель Копылова Л.И.) и учащиеся 5а и 5б классов (учителя Черных И.А., Лопатина О.В.). Ребята узнали, что такое блокада и попытались представить, смотря на фотографии блокадного Ленинграда, слайды презентации, хотя бы мысленно те бесконечно долгие 900 блокадных дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием.
Блокада – это было время тяжелейших испытаний, страданий и героизма, доходивших до таких высот трагедии и мужества, что почти недоступно нашему пониманию. 872 дня находились люди, не успевшие или не захотевшие покинуть Ленинград, в блокаде без продовольствия, тепла и света. Постоянные бомбежки, холод, болезни, изнурительный труд на заводах и оборонительных траншеях ослабляли ленинградцев. Но самым страшным испытание стал голод. 125 грамм хлеба – суточная норма для детей. Хлеб, если его можно было так назвать, состоял из опилок, целлюлозы и только 5% муки… Сегодняшним школьникам очень трудно представить, что кроме этого кусочка хлеба кушать было ничего! Как можно было варить кожаные ремни и ботинки, охотиться на голубей и воробьев, варить студень из столярного клея? Каждый день умирали тысячи людей. Очень скоро смерть стала чем-то обыденным, но от этого не менее страшным.
Всех присутствующих потрясла история 11-летней девочки Тани Савичевой. Ведь многие из присутствующих школьников были ее ровесниками. Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Блокада отняла у девочки родных. Сделала ее сиротой. Отняла у нее жизнь. Таня не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан, а просто жила в своем родном городе, в самое трудное время.
Именно этот небольшой блокнот Тани Савичевой после войны на Нюрнбергском процессе стал свидетелем чудовищной расправы с ленинградцами. Впоследствии именем Тани Савичевой назовут планету, улицу в Ленинграде, школу, где она училась, напишут рассказы, стихи…
Дети блокадного Ленинграда… Сколько им выпало! Они пережили голод, холод, потерю близких, ужас и страх! Ведь все это происходило у них на глазах!…
Известный писатель Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в том поединке».
Ребята узнали о том, что жизнь в городе не прекращалась ни на минуту. Несмотря на нечеловеческие страдания и лишения, в городе работало радио. В это время самым дорогим голосом для ленинградцев становится голос поэтессы Ольги Берггольц. После беседы звучали стихи. Они шли от сердца к сердцу, они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобождение города, в Победу. Ребята смогли прослушать беседу- выступление О. Берггольц, прочувствовать ее блокадные стихи.
В это трудно поверить, но даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работало 30 школ, дети занимались в бомбоубежищах, работали библиотеки!
В августе 1942 года состоялось событие мирового масштаба — была открыта городская филармония и впервые была исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая символом блокады. Отрывок из 7 симфонии услышали и наши школьники.
Ребята представили, как отважные водители работали на «Дороге жизни», которая многим ленинградцам спала жизнь. Вся страна помогала ленинградцам, самоотверженно трудились все: и моряки, и машинисты поездов, и водители полуторок. Многие погибли…
Сегодня нам трудно представить, как удавалось побеждать, какой страшной ценой завоевана сегодняшняя жизнь в Ленинграде.
Все дальше уходят героические дни Великой Отечественной войны. Но мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военного времени, о подвигах на фронте и в тылу.
На этом уроке — уроке мужества не было равнодушных ребят, он оставил след в душе каждого. В заключение мероприятия все почтили память защитников Ленинграда минутой молчания.

 

Ответить